Статьи выпуска за Март 2020
Программный комплекс обработки двумерных изображений для оптико-электронных систем обнаружения, сопровождения и распознавания динамических объектов
Развиты теория и методы адаптивной оптимальной автоматической обработки изображений, формируемых оптико-электронными приборами при обнаружении, распознавании и сопровождении воздушных динамических объектов в сложных фоновых условиях.
В основу положены вейвлет-фрактально-корреляционные принципы обработки информации без использования априорных данных о текущей обстановке в зоне контролируемого оптико-электронным прибором пространства.
Решена проблема автоматического обнаружения, распознавания типа и сопровождения динамических объектов в сложных фоновых условиях. Построены алгоритмы обработки изображений по пространственно протяженным, малоразмерным и точечным слабоконтрастным кластерам пикселей фоноцелевых кадров. Представлена программная реализация комплексного алгоритма, являющегося вейвлет-фрактально-корреляционно-статистическим. Алгоритм обеспечивает в автоматическом режиме
при априорной неопределенности решение задач обнаружения и сопровождения динамических объектов на изображениях фоноцелевых кадров оптико-электронных приборов с последующим формированием информации с целью распознавания типа динамического объекта и выдачи для анализа текущего состояния контролируемой фоноцелевой обстановки.
Разработанные методы и алгоритмы в целом представляют новое направление в теории и практике цифровой обработки изображений в условиях априорной неопределенности.
Подходы к разработке электронного учебника для дистанционного обучения
Статья посвящена разработке электронного учебника для дистанционного обучения. Описаны подходы, позволяющие сформировать систему, с помощью которой создаются мультимедийные электронные курсы, в том числе с интеграцией в информационные системы. Электронные курсы позволяют обучать дистанционно учеников школ, студентов профессиональных и высших учебных заведений, работников предприятий.
Выделены базовые возможности электронного учебника и рассмотрены системы дистанционного обучения с открытым исходным кодом, такие как Moodle, Open edX, Atutor, Ilias, Diskurs. Такие системы расширяют базовую функциональность и могут быть интегрированы в информационные системы. Сделаны выводы о необходимости разработки нового решения.
Сформулированы требования к электронному учебнику и описан подход к разработке. Предложенное решение ориентировано на организации, которым необходимо разместить средства дистанционного обучения внутри собственной информационной системы или на сайте. Выделены основные возможности электронного учебника, приведены архитектура и модель хранения данных. В качестве основной особенности можно выделить учет российской специфики в части проверки экспертных заключений на возможность опубликования материалов в открытой печати. Выполнена апробация решения, выделены ограничения и направления дальнейшего развития.