Качество образования во многом определяется возможностью доступа к необходимой информации. Библиотека как один из участников образовательного процесса обеспечивает доступ к самой актуальной информации, становится связующим звеном между предоставляемой информацией и пользователями. При этом большое значение имеет работа библиотеки по формированию традиционных и электронных информационных ресурсов. От качества этой работы зависит, насколько ресурсы библиотеки будут соответствовать запросам пользователей. В итоге оценивается работа всей библиотеки. Информационные технологии подняли работу библиотеки на другой уровень развития, но при этом осталось главное – пользователь библиотеки должен получить ответ на свой запрос, будь то электронный документ, традиционная книга или какой-то другой формат. Суть от этого не меняется. Библиотека – точка пересечения пользователей с информацией в любом виде.
Информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. За последние десять лет были автоматизированы все основные библиотечные процессы – от книговыдачи до комплектования. Используется программное обеспечение АБИС ИРБИС. В автоматизированном режиме выдаются комплекты учебной литературы для студентов 1–2-го курсов. Это требует серьезной подготовительной работы с разработкой методических документов, раздаточных материалов для студентов, составлением графиков, планов, а также взаимодействия с подразделениями университета (учебным департаментом, приемной комиссией, деканатами). Инженерами центра реализованы инновационные решения по обработке полнотекстовых документов для формирования библиографических записей в MARC-формате, по автоматической обработке данных обслуживания читателей и онлайн-публикации статистических сведений, написана специальная программа по автоматизированному формированию штрихкода при заведении библиографической записи на многоэкземплярную литературу и др.
В настоящее время библиотеки переживают непростой период в своем развитии. Будущее библиотек зависит от того, как они впишутся в цифровую реальность, насколько их услуги будут востребованы. Одно из направлений развития библиотечных услуг – освоение интернет-технологий. Другое – оказание социальных, образовательных услуг. Библиотеки вовлекаются в социальную сферу. Об этом много говорится в профессиональной прессе, на библиотечных конференциях. Вузовские библиотеки не остаются в стороне от этих процессов, интегрируясь в общее образовательное пространство. В университете создана единая информационная система, которая предоставляет в т.ч. информацию о книгообеспеченности учебных дисциплин на базе электронного каталога. При участии библиотеки идет формирование списков литературы к календарным планам, отбирается литература в соответствии с требованиями Министерства образования и науки РФ. При формировании тематического плана изданий университета тираж учебной литературы согласовывается с библиотекой в зависимости от потребностей учебного процесса. Создана электронная библиотечная система, ее ресурсами пользуются студенты всех филиалов НИЯУ МИФИ.
Самая освоенная (распространенная) услуга на базе интернет-технологий – виртуальная справочная служба. Она действует во многих библиотеках, в т.ч. вузовских. Есть такая услуга и у нас: справочная служба «Запрос–ответ». В дополнение к этому любой пользователь на каждой странице сайта центра может задать вопрос или высказать свое пожелание через обратную связь: «Ответ на какой вопрос Вы не нашли на данной странице?» Каждый вопрос отрабатывается, ответ направляется на электронный адрес пользователя.
Виртуальные выставки возникли на стыке традиционных библиотечных технологий и интернет-технологий: от традиционных – само понятие выставки литературы по определенной теме, от интернет-технологий – способ и средства ее организации. Процесс создания электронной книжной выставки требует высокой профессиональной подготовки библиотекарей. Качество виртуальных выставок напрямую зависит от креативности мышления и творческих способностей сотрудников библиотеки. Виртуальные выставки разнообразны по исполнению: от простого представления обложек книг с аннотациями, презентаций, сделанных в Power Point, до полноценных фильмов о книгах. Посетители виртуальных выставок получают возможность познакомиться с внешним видом экспонируемого издания, раскрыть его, прочитать развернутую аннотацию и интервью, познакомиться с биографией и фотогалереей автора, прочитать критические статьи. Каждая виртуальная выставка снабжается ссылками на электронный каталог, интернет-библиотеки, библиографические сайты. Виртуальные выставки на сайте библиотеки – быстро развивающееся направление, которое дает читателю возможность не только ознакомиться с книгами, но и получить дополнительную информацию, используя интернет-технологии.
Вузовская библиотека работает с молодыми людьми, которые прекрасно ориентируются в виртуальном пространстве, где общаются между собой, получают информацию: от прогноза погоды и киноафиши до конспектов лекций и решения задач по физике.
Современный читатель (пользователь библиотеки), имея опыт общения в социальных сетях, поиска информации в поисковых системах Google, Yandex и др., обращаясь в библиотеку, предпочитает, чтобы поиск информации, заказ на получение литературы и др. услуги приближались к такому же формату. Работая за компьютером (ноутбуком, i-Padом или любым другим коммуникативным устройством), находясь «ВКонтакте», легко перейти по ссылке на сайт библиотеки и воспользоваться ее услугами. Пользователям центра доступны поиск и заказ литературы в электронных каталогах: авторизовавшись на сайте, он может заказать необходимую литературу, и в течение 20 минут заказ будет выполнен. Для авторизованных пользователей доступны полные тексты внутривузовских изданий, материалов конференций, статей авторов МИФИ.
В университете большое внимание уделяется научным исследованиям. С самого своего основания МИФИ по сути своей был исследовательским университетом, а сейчас и его официальный статус – национальный исследовательский. Среди ученых МИФИ и его выпускников лауреаты Нобелевской премии, академики. И сегодня научный потенциал нашего университета высок. Это подтверждается индексом цитирования. В вузах большое внимание уделяется наукометрическим исследованиям. На основе индекса цитирования определяется научный потенциал вуза, выделяются гранты. В нашем университете сложилось так, что все запросы, связанные с цитированием ученых, выполняют библиографы. Библиотека и раньше занималась выпуском указателей цитирования ученых вуза, делалось это по БД Web of Science в БЕН РАН, с 2010 года базы данных Web of Science доступны с компьютеров университета. Наиболее распространенные запросы, которые приходится выполнять по этим базам данных, – количество цитирований и индекс Хирши университета в целом и отдельных ученых, импакт-фактор журналов, в которых опубликованы статьи.
В Центре создана система информационного обеспечения образовательной и научной среды университета, удовлетворяющая потребностям профессорско-преподавательского состава и студенчества. Библиотека интересна своим пользователям разнообразной достоверной информацией, предоставляемой в удобном формате (от традиционной книги до электронной). На сайте Центра имеется доступ к БД полнотекстовых научных периодических изданий отечественных и зарубежных. Постоянно ведется поиск новых ресурсов по тематике научных исследований университета. Выполняются услуги по доставке документов. Фонд трудов авторов МИФИ представляет ценность не только для наших пользователей, но и для других городов и стран. К 70-летию МИФИ подготовлен указатель трудов авторов МИФИ. В указателе размещены издания с 1942 по 2012 гг. из библиотечного фонда университета, информация о которых представлена в электронных каталогах на сайте www.library.ru.
Литература
1. Амлинский Л.З. Читатель в научной библиотеке информационного общества // Научные и технические библиотеки. 2011. № 7. С. 5–17.
2. Доценко О.Ф. Библиотека и образование: векторы взаимодействия // Научные и технические библиотеки. 2012. № 4. С. 18–21.
3. Лоу Д. Библиотеки в цифровую эпоху: воплощая будущее // Научные и технические библиотеки. 2012. № 5. С. 68–80.
4. Михнова И.Б. Современная библиотека стратегии развития // Университетская книга. 2012. № 5. С. 14–19.
5. Новинская Л.В. Организационное проектирование процесса внедрения ИКТ в библиотечную практику // Научные и технические библиотеки. 2012. № 2. С. 27–33.
Комментарии