Понятие электронного портфолио появилось в нормативных документах Министерства образования и науки РФ как обязательное требование с введением актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) третьего поколения.
В унифицированных стандартах ФГОС ВО требование наличия электронного портфолио обучающихся является обязательным. В частности, в Приказе Минобрнауки РФ № 219 от 12.03.2015 в подразделе «Общесистемные требования к реализации программы бакалавриата» указывается, что каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, как на территории организации, так и вне ее.
На рисунке 1 приведена схема электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) вуза. Электронно-библиотечная система (ЭБС) может включать одну или несколько как собственных, так и внешних ЭБС.
В стандартах ФГОС ВО определена и функциональная структура электронного портфолио обучающегося. Согласно им, электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса, а также взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети Интернет.
На рисунке 2 схематично изображена структура портфолио обучающегося, соответствующая требованиям ФГОС ВО. Лексический оборот «в том числе», примененный в тексте стандарта, означает, что в портфолио может быть помещена дополнительная информация, которая на рисунке 2 помечена как «иное».
Вопрос практической реализации электронного портфолио обучающихся вузов (бакалавров, магистрантов, аспирантов) в настоящее время находится в центре внимания научно-педагогической общественности. Одним из показателей является количество опубликованных научных и научно-методических работ, посвященных данной теме.
По данным портала eLIBRARY.ru, количество работ, найденных по тэгу (сочетанию слов в поисковом запросе) «электронное портфолио», на июль 2016 года составляет:
– всего – 389;
– за 2011–2016 гг. (период ввода в действие стандартов третьего поколения ФГОС ВПО) – 329;
– за 2014–2016 гг. (период ввода в действие актуализированных стандартов ФГОС ВО) – 220;
– только за 2016 г. – 57.
На рисунке 3 показано количество публикаций РИНЦ по теме «электронное портфолио» за все время по отдельным периодам (данные на июль 2016 года).
Анализ публикаций, посвященных разработке и внедрению электронных портфолио обучающихся в вузах России, показал, что данная проблема является весьма актуальной и в настоящее время находится на первоначальном этапе исследований, нет устоявшейся методологии, единообразных требований к структуре и информационному наполнению электронного портфолио. Приведем некоторые цитаты из научных публикаций 2013–2016 гг.:
– «Широкое распространение идей о портфолио в литературе не привело к однозначной трактовке данного понятия, до сих пор отсутствует четкое описание, а тем более определение образовательного портфолио» [1];
– «Вопросы, связанные с разработкой структуры электронного портфолио, порядком его формирования,
использования при промежуточной и итоговой аттестации представляются весьма актуальными» [2];
– «Анализ научно-методической и педагогической литературы показал, что наибольшее число отечественных работ посвящено применению метода портфолио в школьном образовании. В зарубежной высшей школе, как отмечают исследователи, технология портфолио служит показателем готовности студента к самостоятельной деятельности, делает более эффективной профессиональную подготовку» [3];
– «Надо заметить, что трудности с трудоустройством на работу усугубляются отсутствием у работодателей достоверной, релевантной, объективной и оперативной информации о претендентах на вакантные места. Сегодня на первый план выступает комплексная проблема информационного обеспечения рынка труда (оптимизация механизмов сбора, хранения, обработки и распространения информации).
Для решения этой актуальной проблемы в российских вузах ведется напряженная работа по активному формированию электронных портфолио студентов, которые могут предъявляться при устройстве на работу» [4];
– «В настоящее время ведутся дискуссии о составе и средствах реализации е-портфолио, об использовании для этой цели web-технологий, систем управления обучением, технологий cloud computing» [5];
– «Важно отметить, что требования к е-portfolio не унифицированы на уровне Минобрнауки. Как следствие, требования различных вузов и студентов к е-portfolio также значительно отличаются. При этом на рынке отсутствуют программные средства, позволяющие гибко адаптировать учет достижений
к требованиям конкретных вузов, отдельных факультетов, специальностей обучения. Это приводит к следующим трудностям при создании е-portfolio: сложности подтверждения подлинности документов, представленных в электронном виде; данные могут быть представлены в различных формах – текстов, фотографий, описаний, отзывов (проекты ручного труда). Отсутствие унифицированных требований к структуре и содержанию е-portfolio, к средствам их создания и размещения в сети Интернет затрудняют поиски е-portfolio по заданным критериям, отслеживание изменений в них – в т.ч. с применением агентных технологий. Поэтому создание гибкой информационно-аналитической системы (ИАС) «е-portfolio студентов вуза», допускающей настройку под нужды пользователей, является актуальной задачей» [6].
Таким образом, вопрос формирования электронного портфолио обучающегося вуза требует ответа на следующие глобальные вопросы:
– что формировать (определение функциональной структуры электронного портфолио, в том числе определение задач, целевой аудитории и т.д.);
– чем наполнять (определение информационного содержания электронного портфолио (контента), объема и формата размещаемой информации, разграничение прав доступа пользователей и администраторов (кто размещает информацию, кто подтверждает достоверность контента), определение ответственности за достоверность, сохранение и обновление информации и т.д.);
– какие технологии применять (определение информационных технологий и программных средств для реализации информационных систем электронных портфолио обучающихся вуза).
Отдельным немаловажным вопросом является вопрос выполнения требований Федерального закона «О персональных данных», а также иных нормативных документов, в частности, Постановления Правительства РФ «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».
Также с расширением процесса развертывания систем электронных портфолио вузов возникнет вопрос, требующий незамедлительного решения, о «некорректном заимствовании» и соблюдении авторских прав на работы обучающихся: «С размещением е-портфолио в Интернет возникает проблема
соблюдения авторских прав, которую можно решать, организовав возможность для самого студента определять уровни доступа к материалам его е-портфолио, или с помощью международной системы лицензирования (лицензии Creative Commons), с другой стороны, имея лицензированные электронные копии студенческих работ, легче фиксировать и доказывать случаи плагиата» [5].
Таким образом, вопрос формирования электронного портфолио распадается на группу непростых вопросов, требующих решения как на технологическом уровне, так и на нормативно-законодательном.
Электронное портфолио: основные понятия, стандартизация. Определение портфолио обычно начинается с перевода слова «портфолио» как «папка документов», с исторической отсылкой к папкам работ художников. В 90-х гг. 20 века в России слово «портфолио» означало набор либо высококачественных фотографий, либо работ дизайнеров – в целом визуальное представление какой-либо продукции.
Понятие образовательного портфолио несколько отличается и в основном определяется функциональным назначением, целью создания, целевой аудиторией и т.д.
«Цель создания портфолио – представить документированные результаты учебной и внеучебной деятельности обучающегося, проследить его индивидуальный прогресс, достигнутый в процессе обучения, оценить его образовательные достижения и дополнить результаты традиционных форм контроля качества образования.
Портфолио является одним из средств накопления индивидуальных результатов образования (особенно компетентностных составляющих этих результатов) и отражает все достижения студента/выпускника (учебные, внеучебные, профессиональные), удостоверяет фактические достижения и выступает как доказательное средство достигнутых результатов» [2].
«Цель портфолио – рекламная демонстрация достижений владельца потенциальному работодателю или клиенту. Формирование портфолио студента актуально, так как после окончания вуза выпускнику для успешного трудоустройства также необходимо продемонстрировать потенциальному работодателю свои достижения и способности как молодого специалиста» [5].
Целевой аудиторией электронного портфолио могут быть (рис. 4):
– преподаватели (цель – анализ эффективности учебного процесса, измерение компетенций студентов, что требует четких формальных требований к содержанию);
– коллеги-обучающиеся, родные, друзья (цель – создание конкурентной среды для повышения мотивации в образовании, повышение самооценки студента, поиск единомышленников в профессиональной среде);
– потенциальные работодатели (цель – самореклама, оценка студентом своих профессиональных качеств, определение путей для самосовершенствования) [5].
Отдельного внимания заслуживают две публикации [5, 7], неоднократно цитировавшиеся в данной статье, в которых сделан обзор международной стандартизации в области обучения, образования и подготовки (LET).
Существуют национальные и международные организации, занимающиеся изучением технологии
е-портфолио: Консорциум европортфолио (EuroPortfolio Consortium, на базе EIfEL), Международная ассоциация по е-портфолио (Inter/National Coalition for Electronic Portfolio Research) и др. [5].
В конце 1990-х гг. некоторые промышленные и научные организации приступили к разработке стандартов по информационным технологиям в области компетенции и навыков для сферы управления человеческими ресурсами. Этим занимались IMS Global Learning Consortium Inc., HR-XML Consortium, IEEE LTSC, OMG, CEN TC353, HRMLs, а также ISO/IEC JTC 1/SC36 [7].
В работах [5, 7] даны определения электронного портфолио (е-потфолио, е-portfolio):
– «С. Раве руководитель Европейского института электронного обучения (European Institute for
E-Learning – EIfEL) определяет е-портфолио как коллекцию достоверных и разнообразных данных, выбранных из большого архива, демонстрирующих достижения индивидуума (или организации) за определенный период времени, отобранных на основе рефлексивного анализа и презентуемых одной или нескольким целевым аудиториям в зависимости от конкретной цели, преследуемой индивидуумом (или организацией).
IMS GLC (Instructional Management System Global Learning Consortium) определяет е-портфолио как набор личных данных учащегося, представляющий достижения, цели, опыт и другую персонифицированную информацию, которую учащийся может предоставить учебному заведению, работодателям и другим лицам» [5].
– «В стандарте ISO/IEC 20013 дано определение электронного портфолио – это набор электронных объектов, объединенных в информационной системе и используемых для поддержки образовательного процесса и профессионального развития с помощью автоматических и неавтоматических средств с целью хранения личных электронных артефактов; персональных журналов для глубокого изучения; сопоставления доказательства изучения, опыта и достижений; представления презентации выбранных видов контента для потенциальных и существующих работодателей» [7].
Разработкой международных стандартов в области электронного обучения занимается Подкомитет 36 «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке» Первого совместного технического комитета Международной организации по стандартизации и Международной электротехнической комиссии (ИСО/МЭК СТК1/ПК36). В рамках Подкомитета 36 в 2001 г. образована Третья рабочая группа (WG3) «Информация об обучаемом», которая занимается в том числе и разработкой стандартов (ISO/IEC) в области компетенций, таких как
– ISO/IEC TR 24763:2011 «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке. Концептуальная эталонная модель для информации о компетенциях и связанных объектах»;
– ISO/IEC 20006-1:2014 «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке. Информационная модель для компетенций. Часть 1: Общая структура и информационная модель компетенций»;
– ISO/IEC 29187-1:2013 «Информационные технологии – Идентификация требований по защите персональных данных, касающихся обучения, образования и подготовки. Структура и эталонная модель»;
– ISO/IEC 20013 «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке – Эталонная структура информации электронного портфолио» и т.д. [7].
В настоящее время данная группа международных стандартов вводится в действие на территории России.
Стандарт ГОСТ 33244-2015 поддерживает концептуальную эталонную модель, которая включает
в себя набор пунктов, атрибутов и отношений. Основной целью стандарта является применение информационных технологий в обучении, образовании и подготовке кадров (ITLET) в виде концептуальной эталонной модели (CRM), которая будет поддерживать согласованность, повышение взаимопонимания, усиление взаимодействия между различными существующими информационными моделями компетенций по обучению, образованию и подготовке кадров (LET).
Стандарт может быть использован для распознания связи между понятиями, представленными
в ITLET-системах, такими как компетенции, знания, навыки, возможности, квалификация, успеваемость, и цели обучения
Настоящий стандарт поддерживает эталонную концептуальную модель ITLET и процессы, которые могут быть использованы для сравнения и разрешения обмена информацией между различными информационными моделями через сообщества LET. Концептуальная эталонная модель ITLET – общая точка отсчета, с помощью которой различные и несовместимые источники информации могут, в конечном счете, быть согласованы (рис. 5). Это также может быть использовано в качестве основы для сборки новых моделей и связанных с ними работ по стандартизации.
В ГОСТе указывается, что информационные IT-системы управления информацией о компетенциях сталкиваются с множеством проблем:
– не существует единого определения компетенции, принятого всеми; вместо этого многие определения используют различные структуры и словари, описывающие различные уровни компетенции;
– было высказано предположение, что компетенция является ненаблюдаемой сущностью и, следовательно, не может быть прослежена, измерена или записана;
– IT-системы могут быть спроектированы, разработаны и реализованы с конкретным обозначением для понимания информации о компетенции в зависимости от контекста, в котором она используется;
– IT-системы необходимы для обеспечения эффективной и экономной поддержки для описания компетенции нескольких уровней абстракции в различных форматах;
– информация о компетенции может быть связана с конкретными лицами и использована для принятия решений, связанных с занятостью, продвижением по службе, признанием, аккредитацией т.д.;
– в случае, когда компетенция информации связана с идентифицируемой личностью, защита личной информации этого человека имеет большое значение.
На рисунке 6 представлена модель наполнения объекта информации о компетенции из различных источников.
На рисунке 7 представлен один из возможных сценариев обмена информацией между организациями. В качестве объекта информации о компетенции выступает веб-портфолио.
Также в настоящее время разработан международный стандарт ISO/IEC 20013 «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке – Эталонная структура информации электронного портфолио»; однако данный стандарт не введен в действие на территории России, по крайней мере, в базах российских стандартов модификация указанного международного стандарта отсутствует.
Электронное портфолио – классификация и варианты структуры. В стандарте ISO/IEC 20013 [7] предлагается классификация электронных портфолио по назначению, функционалу и целевой аудитории:
– оценочное портфолио: документирует индивидуальные размышления и представляет результаты, которые могут быть использованы для демонстрации возможностей;
– презентационное портфолио: обеспечивает традиционные функции портфолио, такие как предоставление возможности сопоставления результатов для демонстрации достижений и компетентности;
– личное портфолио развития: включает наборы данных и информацию для поддержки трудовой деятельности и планирования профессионального развития;
– портфолио обучения: позволяет отслеживать и идентифицировать обучение в течение времени;
– портфолио неформального обучения: позволяет собирать контент, свидетельства и размышления, касающиеся неформальной и личной образовательной деятельности, необязательно связанные с любым систематическим образованием или подготовкой.
Специалисты консорциума IMS выделяют следующие виды электронного портфолио (е-портфолио) [5]:
– оценочный е-портфолио: демонстрирует достижение некоторого уровня компетентности в рамках стандартов, ограниченных возможностями e-портфолио;
– презентационный e-портфолио: представляет аудитории доказательства соответствия достижений студента официальным результатам обучения;
– учебный e-портфолио: документ, позволяющий контролировать изменение с течением времени компетенций, получаемых в процессе обучения;
– е-портфолио личного развития: записи о результатах обучения и его эффективности, которые могут отображать результаты рефлексивной оценки и дальнейшие планы развития;
– рабочий e-портфолио: сочетает в себе элементы всех перечисленных выше типов.
Анализируя приведенные классификации, наиболее близкими по наполнению к портфолио, заявленному во ФГОС ВО, по мнению авторов, являются следующие классы портфолио (рис. 8):
– оценочное портфолио;
– презентационное портфолио;
– портфолио обучения (учебное портфолио).
В таблице 1 представлены выбранные виды электронного портфолио с точки зрения компетентностно-ориентированного подхода.
Некоторые отечественные вузы уже давно занимаются разработкой и внедрением электронных портфолио обучающихся. Например, в работе [3] представлена структура портфолио, разработанная авторами на основе модели конкурентоспособного выпускника технического вуза, а также анализа нормативных документов Тюменского государственного нефтегазового университета.
Сопоставляя разработанную структуру [3] с видами портфолио стандарта ISO/IEC 20013, можно отметить, что данное портфолио в какой-то мере объединяет все пять видов, включая личное портфолио развития (автобиография, личное отношение к профессии) и портфолио неформального обучения (достижения в общественной и творческой деятельности).
Основными элементами электронного портфолио студентов российских вузов, по мнению автора работы [4], как правило, являются следующие:
– личная информация (фото, личные данные, резюме, контакты);
– учебная деятельность (основные эссе, рефераты, курсовые проекты, ВКР и другие письменные работы, выполненные в процессе обучения в вузе; рецензии и отзывы на представленные работы научных руководителей; оценка успеваемости);
– научно-исследовательская деятельность (публикации, конференции, стипендии, гранты, награды);
– итоги прохождения практик (отчеты о прохождении практик, отзывы руководителей практик от предприятий, рекомендательные письма, отзывы руководителей практик от вуза);
– подтверждения (сертификаты, грамоты, благодарственные письма, свидетельства, удостоверения, дипломы);
– дополнительные личные достижения (успехи в спорте, творческой деятельности и общественной жизни);
– самооценка развития профессионально-личностных качеств (размышление студента о достигнутых результатах, собственном опыте, уровне профессионализма, перспективах успешного трудоустройства и возможностях дальнейшего карьерного роста).
Также были проанализированы структуры портфолио, рассмотренные в работах [1, 2, 8].
Структура электронного портфолио обучающегося. По результатам проведенного анализа научных публикаций и нормативной документации предлагается структура электронного портфолио, изображенная на рисунке 9.
В таблице 2 приведены описание информационного наполнения предлагаемой структуры и примерные форматы представления информации.
Предлагаемая структура соответствует требованиям стандартов ФГОС ВО: в портфолио представлены работы обучающегося (портфолио работ), рецензии (портфолио отзывов) и оценки деятельности обучающегося (портфолио отзывов, портфолио документов).
Следует отметить, что в раздел «Учебная деятельность» предполагается помещать не все работы, а только избранные: например, по рекомендации преподавателя. Можно предусмотреть специальный штамп «В портфолио», служащий подтверждением качества выполненной работы и соответствующим «допуском» к размещению работы в электронном портфолио. Таким образом, портфолио обучающегося не будет перегружено информацией и будет иметь черты презентационного портфолио.
В целях защиты учебных работ от некорректного заимствования целесообразно при разработке информационной системы, поддерживающей размещение электронных портфолио обучающихся, предусмотреть систему мер защиты, например, таких как использование водяных знаков и защиты Adobe Acrobat, разграничение прав пользователей, отключение контекстного меню, использование специальных плагинов.
В целях сохранения творческой составляющей деятельности обучающегося также введен раздел «Неформальное портфолио», где может располагаться любая информация, как связанная с образованием, так и отражающая характеристики личности обучающегося. Данный раздел наполняется информацией по усмотрению обучающегося.
Отдельным вопросом является размещение фотографии обучающегося в электронном портфолио. По мнению авторов статьи, нет необходимости размещать фотографию обучающегося в разделе личной информации в обязательном порядке – достаточно пойти по пути, давно уже опробованном в сети Интернет, по пути применения аватара (картинки-образа). Аватар предлагается размещать на страничке неформального портфолио с возможностью самостоятельной загрузки и изменения обучающимся.
Таким образом, разработан вариант структуры электронного портфолио обучающегося вуза, соответствующий требованиям стандарта ФГОС ВО и общей тенденции международной стандартизации. Разработанная структура объединяет все пять видов электронного портфолио по класcификации стандарта ISO/IEC 20013: оценочное, презентационное и учебное портфолио – портфолио работ, документов и отзывов; неформальное портфолио соответствует личному портфолио развития и портфолио неформального обучения.
Литература
1. Латышева Л.П., Скорнякова А.Ю., Черемных Е.Л. Перспективы и опыт ведения электронного образовательного портфолио в педвузе // Образовательные технологии и общество. 2015. Т. 18. № 3. С. 355–371.
2. Медведева И.Н., Мартынюк О.И., Панькова С.В., Соловьева И.О. К вопросу о формировании электронного портфолио обучающегося // Вестн. Псковского гос. ун-та. Сер.: Естествен. и физ.-мат. науки. 2014. № 5. С. 134–140.
3. Татьяненко С.А. Электронное портфолио как средство формирования конкурентоспособности выпускника технического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 692.
4. Гурьянова С.Ю. Электронное портфолио студента высшей школы: новые горизонты: сб. конф. НИЦ Социосфера. 2016. № 9. С. 14–16.
5. Кравец Н.С. Использование решений cloud computing для создания электронного портфолио студента // Восточ.-Европ. журн. передовых технол. 2013. Т. 4. № 3 (64). С. 45–48.
6. Горбачева А.Н., Жилин Л.Э. Информационно-аналитическая система «Портфолио студентов вуза» на основе модели SAAS // Науч. альманах. 2015. № 11-3 (13). С. 97–105.
7. Сутягин М.В. Стандартизация требований к информационным моделям компетенций и связанным объектам // Открытое образование. 2015. № 1 (108). С. 19–25.
8. Плахина Л.Н., Дианова Ю.А. Методика создания электронного портфолио в системе подготовки студента к будущей педагогической деятельности // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Сер.: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 138–140.
Comments