В статье обоснована актуальность использования программных тренажеров в обучении операторов технологических процессов. Рассмотрена задача разработки многопользовательского программного тренажера на основе web-технологий. Для этого был сформирован набор требований к разрабатываемому решению, которые необходимы для обучения выполнению операций технологического процесса и для отработки соответствующих последовательностей действий как в присутствии инструктора, так и в его отсутствие.
В статье выполнен анализ готовых решений и приведена архитектура разработанной системы, представлена ее ER-диаграмма с описанием ключевых моментов, влияющих на ее работу.
Описано применение тренажера преподавателем и обучаемым, показаны особенности разных режимов, в частности, режима для обучения алгоритмам выхода из нештатных ситуаций. Представлены примеры пультов управления, которые реализованы в данной системе с целью использования для обучения выполнению операций технологического процесса.
Предложенное решение апробировано в рамках проекта «Газпром-классы». Основные преимущества предложенного решения – простота описания сценариев и возможность визуального формирования пультов, которыми пользуются операторы при выполнении операций технологических процессов.