Проблемы формирования хороших инновационных проектов обусловлены тем, что заинтересованные в них стороны, отстаивая свои интересы, не понимают друг друга, а главное – не понимают сути собственно инновации и инновационной деятельности. С системной точки зрения инновационный проект существенно отличается от других видов проектов, поэтому традиционные методики их оценки здесь не применимы.
Для понимания устройства инновационного проекта нужно рассмотреть его на атомарном уровне, вникнуть в механизмы формирования сложных информационных структур проекта из отдельных элементов, сформулировать требующиеся и вполне достаточные условия появления хороших упакованных проектов. Это необходимо для правильного написания проекта инноватором и возможности принятия решений о его поддержке заинтересованными сторонами.
В статье рассматриваются вопросы формулирования «элементарных частиц» инновационного проекта для всех заинтересованных сторон, внутренних (умение, желание, возможность) и внешних (новизна, реализуемость и выгодность) свойств этих «атомов». Сформулированы условия притяжения «атомов» через свойства ближней среды (предметная область, математические модели, информационные технологии), а также условия упакованности проекта через учет состояния внешней среды и самого инноватора (его предпринимательские способности, нормативная база, инновационная инфраструктура).
Предложен подход к оценке инновационных проектов на основе математического аппарата теории фракталов, теории полезности и методов функционально-стоимостного анализа. Показана особая роль информационных технологий в процессе создания инновационного информационного пространства.