Статьи выпуска за September 2013
Образование и информационные технологии
Роль системы образования, ее проблемы, возможные варианты развития – круг вопросов, обсуждаемых в статье. Прослеживая развитие системы образования от истоков до наших дней, отмечается ведущая роль учителя. Снижение его статуса в наши дни является главной проблемой образования. Общество, в котором учитель – это лицо, предоставляющее образовательные услуги, не имеет будущего. Где найти достойных учителей для миллионов студентов?
Один из предлагаемых выходов состоит в использовании информационных технологий (ИТ). Учебный курс, подготовленный с использованием ИТ и выложенный в Интернет, может быть куда интереснее печатного учебника. Практика интернет-курсов пока не стала частью официальной системы университетского образования, но ситуация должна измениться. В ближайшие годы часть курсов, изучаемых студентами университета, несомненно будет представлена интернет-курсами. Это позволит существенно повысить качество обучения, уменьшив потребность в высококлассных преподавателях.
Другой выход видится в более тесных связях факультетов, готовящих ИТ-специалистов, и ИТ-индустрии. В укреплении этих связей большую роль играет АП КИТ – Ассоциация Предприятий Компьютерных и Информационных Технологий.
Безопасность информационного общества и иммунология информационных технологий
Ставится проблема перехода от использования разрозненных средств защиты информации в ИТ и ТКС к созданию иммунной системы защиты информации по аналогии с иммунной системой живых организмов. Рост сложности современных ПС ВС, их ответственности в критически важных вычислительных системах ставит новые задачи по качеству средств защиты и безопасности информации, обрабатываемой в них. Ближайшей аналогией СЗИ ВС становится технология СЗИ в биологических системах.
Новый метод плотной стереореконструкции для сцен с наклонными плоскостями
В данной работе проводится обзор существующих методов плотной стереореконструкции по паре изобра-жений и описывается новый алгоритм, рассчитанный на изображения сцен, содержащих слабо текстуриро-ванные наклонные плоскости. Идея предложенного алгоритма заключается в использовании множества контрольных точек для вычисления набора плоскостей, аппроксимирующих сцену, и последующем присво-ении каждому пикселю изображения оптимальной плоскости. Для разметки изображения плоскостями при-меняется подход на основе минимального покрывающего дерева. Приводятся результаты эксперименталь-ной оценки предложенного алгоритма на опубликованной в 2012 году тестовой базе KITTI, содержащей изображения наземной городской съемки.
Алгоритмическое обеспечение экспериментальной системы видеонаблюдения с возможностью улучшения визуального качества видеопотока
В статье рассмотривается реализация экспериментальной системы видеонаблюдения на основе IP-камер, предназначенной для изучения алгоритмов при организации видеонаблюдения на открытой местности. Наиболее значимыми факторами, оказывающими негативное влияние на восприятие видеоинформации, являются неравномерность освещения наблюдаемой сцены, погодные условия и дрожание камеры. Предлагаемая система предусматривает возможность улучшения качества видеопотока при помощи временных и пространственных методов. Для осуществления компенсации дрожания кадра предложен метод стабилизации видеопоследовательности, основанный на методе соответствия блоков с учетом пространственно-временной постобработки. В методе предусмотрен выбор предустановленных зон изображения, что позволяет повысить эффективность алгоритма при отсутствии движения камеры. Для оповещения оператора о происходящих в зоне наблюдения событиях предложен метод разделения движения на три уровня. Авторами предлагается нелинейное улучшение изображений с сохранением локального контраста в плохо и ярко освещенных областях. Применение нелинейной коррекции изображения позволяет повысить качество наблюдаемой сцены в вечернее время суток и при плохих погодных условиях. Представлены результаты экспериментов для детектора движения. Приведены данные об эффективности стабилизации и о повышении визуального качества изображений, полученных в сложных условиях освещения.
Использование технологии семантического моделирования с применением обобщенной абстрактной машины
Рассматривается конструирование системы семантического моделирования, которая применима для анализа программ, в частности, в их статическом режиме. Целью анализа программ является предсказание их свойств во время исполнения, не прибегая к их исполнению. Рассматривается система семантического моделирования с применением деривационной (основанной на натуральной дедукции) технологии для анализа программ в статическом режиме, то есть без их непосредственного исполнения. Тем самым предлагаются новые абстрактные интерпретации языков, использующих функции высших порядков, потоки управления, состояния и потенциально сборку мусора, которые оформляются в виде обобщенной абстрактной машины.
Роль учителя в работе с одаренными школьниками по информатике в среде олимпиадной подготовки
В настоящее время успехи участников Всероссийской олимпиады школьников по информатике являются важным критерием оценки работы учителя с талантливыми детьми и молодежью. Если раньше только небольшая группа учителей в стране успешно занималась этой работой, то теперь, в связи с интенсивным развитием информационных и образовательных технологий, появлением большого количества печатных изданий и интернет-ресурсов по олимпиадной информатике, а также с развитием интеграции школ и университетов, появилась возможность организовать работу с талантливыми учениками в любой школе. О том, что для этого требуется, и идет речь в данной статье.
Опыт организации дистанционного обучения и проектной деятельности детей и подростков
Рассмотрен опыт апробации обучения школьников в дистанционной форме и привлечения их к проектной деятельности. Обучение рассчитано на поддержку одаренности детей и подростков по направлениям «Физическая химия воды и водных растворов» и «Практическая электрохимия». Приводятся краткие аннотации теоретической части курсов, предложены варианты проектных тем и методические указания для их реализации. Программы курсов предусматривают обучение слушателей навыкам работы в сетевом образовательном сообществе, навыкам виртуальной коммуникации.
Современные подходы к организации электронного обучения детей на основе опыта дистанционной школы при нияу мифи
Представлены четыре подхода к организации электронного обучения детей, основанные на расширении общеобразовательных программ старшей школы за счет использования современных информационных технологий и организации единого сетевого пространства.
Новое поколение электронных учебно-методических комплексов на основе их интеграции в информационную образовательную среду школы
Среда электронных учебников – это новое поколение электронных учебных материалов, системно встроенных в информационную образовательную среду школы, система, сформированная на основе интерактивных полиграфических образов учебников Федерального перечня учебников для школы, дополненных различными ссылками на электронные образовательные ресурсы в Интернете. Среда электронных учебников нацелена на работу с ней всех учащихся и педагогов школы в условиях активного использования информационно-насыщенной среды образовательного учреждения и должна быть доступной ученикам дома в рамках реализации политики формирования единого информационного образовательного пространства страны и учебной активности школьников в нем.
Сетевые технологии как инструмент распределенного проектирования электронных схем
Дается хронологический экспресс-анализ подходов к построению быстродействующих САПР электронных схем. Приводятся разработанная авторами структура и результаты имитационного моделирования распределенной САПР, ставших обоснованием целесообразности построения реальной подсистемы конструкторского проектирования электронных схем. Описаны основные модули подсистемы, их функционирование и результаты экспериментальных исследований разработанной подсистемы. Подсистема позволяет уменьшить время проектирования до трех раз.