Software Journal:
Theory and Applications

Send article

Entrance Registration

Happy New Year!

[24.12.2020]

Dear colleagues and friends!

Merry Christmas and Happy New Year!

May all your plans and cherished dreams come true, and all the twists and turns of fate give only joyful events, endless prospects, peace, happiness and prosperity.

And what is more important – be healthy!

All ads...

Образование и информационные технологии

В.А Биллиг (Vladimir.Billig@tversu.ru)) Тверской государственный технический университет (профессор), Тверь, Russian Federation, ph.d;

Роль системы образования, ее проблемы, возможные варианты развития – круг вопросов, обсуждаемых в статье. Прослеживая развитие системы образования от истоков до наших дней, отмечается ведущая роль учителя. Снижение его статуса в наши дни является главной проблемой образования. Общество, в котором учитель – это лицо, предоставляющее образовательные услуги, не имеет будущего. Где найти достойных учителей для миллионов студентов?

Один из предлагаемых выходов состоит в использовании информационных технологий (ИТ). Учебный курс, подготовленный с использованием ИТ и выложенный в Интернет, может быть куда интереснее печатного учебника. Практика интернет-курсов пока не стала частью официальной системы университетского образования, но ситуация должна измениться. В ближайшие годы часть курсов, изучаемых студентами университета, несомненно будет представлена интернет-курсами. Это позволит существенно повысить качество обучения, уменьшив потребность в высококлассных преподавателях.

Другой выход видится в более тесных связях факультетов, готовящих ИТ-специалистов, и ИТ-индустрии. В укреплении этих связей большую роль играет АП КИТ – Ассоциация Предприятий Компьютерных и Информационных Технологий.


Безопасность информационного общества и иммунология информационных технологий

Л.Г Осовецкий (leoned.osovetsky@gmail.com) Ленинградское отделение Центрального научно-исследовательского института связи (ЛО ЦНИИС) (профессор), Санкт-Петербург, Russian Federation, ph.d;

Ставится проблема перехода от использования разрозненных средств защиты информации в ИТ и ТКС к созданию иммунной системы защиты информации по аналогии с иммунной системой живых организмов. Рост сложности современных ПС ВС, их ответственности в критически важных вычислительных системах ставит новые задачи по качеству средств защиты и безопасности информации, обрабатываемой в них. Ближайшей аналогией СЗИ ВС становится технология СЗИ в биологических системах.


Новый метод плотной стереореконструкции для сцен с наклонными плоскостями

Г.Р Кривовязь (gkrivovyaz@graphics.cs.msu.ru) Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Russian Federation;

В данной работе проводится обзор существующих методов плотной стереореконструкции по паре изобра-жений и описывается новый алгоритм, рассчитанный на изображения сцен, содержащих слабо текстуриро-ванные наклонные плоскости. Идея предложенного алгоритма заключается в использовании множества контрольных точек для вычисления набора плоскостей, аппроксимирующих сцену, и последующем присво-ении каждому пикселю изображения оптимальной плоскости. Для разметки изображения плоскостями при-меняется подход на основе минимального покрывающего дерева. Приводятся результаты эксперименталь-ной оценки предложенного алгоритма на опубликованной в 2012 году тестовой базе KITTI, содержащей изображения наземной городской съемки.


Алгоритмическое обеспечение экспериментальной системы видеонаблюдения с возможностью улучшения визуального качества видеопотока

А.Г. Зотин (zotinkrs@gmail.com) Сибирский государственный аэрокосмический университет им. акад. М.Ф. Решетнева (СибГАУ), Красноярск, Russian Federation, ph.d;
A.И. Пахирка (pahirka@sibsau.ru) Сибирский государственный аэрокосмический университет им. акад. М.Ф. Решетнева (СибГАУ), Красноярск, Russian Federation, ph.d;
В.В. Буряченко (buryachenko@sibsau.ru) Сибирский государственный аэрокосмический университет им. акад. М.Ф. Решетнева (СибГАУ), Красноярск, Russian Federation;

В статье рассмотривается реализация экспериментальной системы видеонаблюдения на основе IP-камер, предназначенной для изучения алгоритмов при организации видеонаблюдения на открытой местности. Наиболее значимыми факторами, оказывающими негативное влияние на восприятие видеоинформации, являются неравномерность освещения наблюдаемой сцены, погодные условия и дрожание камеры. Предлагаемая система предусматривает возможность улучшения качества видеопотока при помощи временных и пространственных методов. Для осуществления компенсации дрожания кадра предложен метод стабилизации видеопоследовательности, основанный на методе соответствия блоков с учетом пространственно-временной постобработки. В методе предусмотрен выбор предустановленных зон изображения, что позволяет повысить эффективность алгоритма при отсутствии движения камеры. Для оповещения оператора о происходящих в зоне наблюдения событиях предложен метод разделения движения на три уровня. Авторами предлагается нелинейное улучшение изображений с сохранением локального контраста в плохо и ярко освещенных областях. Применение нелинейной коррекции изображения позволяет повысить качество наблюдаемой сцены в вечернее время суток и при плохих погодных условиях. Представлены результаты экспериментов для детектора движения. Приведены данные об эффективности стабилизации и о повышении визуального качества изображений, полученных в сложных условиях освещения.


Использование технологии семантического моделирования с применением обобщенной абстрактной машины

Н.А. Новиков (nan@jmsuice.msk.ru) Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (доцент), Москва, Russian Federation;
C.В. Косиков (kosikov.s.v@gmail.com) Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (с.н.с.), Москва, Russian Federation;
В.Н. Назаров (vnn@jmsuice.msk.ru) ГК «ЮрИнфоР» (консультант), Москва, Russian Federation;
М.Л. Файбисович (mlf@jmsuice.msk.ru) ГК «ЮрИнфоР» (консультант), Москва, Russian Federation, ph.d;

Рассматривается конструирование системы семантического моделирования, которая применима для анализа программ, в частности, в их статическом режиме. Целью анализа программ является предсказание их свойств во время исполнения, не прибегая к их исполнению. Рассматривается система семантического моделирования с применением деривационной (основанной на натуральной дедукции) технологии для анализа программ в статическом режиме, то есть без их непосредственного исполнения. Тем самым предлагаются новые абстрактные интерпретации языков, использующих функции высших порядков, потоки управления, состояния и потенциально сборку мусора, которые оформляются в виде обобщенной абстрактной машины.


Роль учителя в работе с одаренными школьниками по информатике в среде олимпиадной подготовки

В.М. Кирюхин (vkiryukhin@mephi.ru) Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (доцент), Москва, Russian Federation, ph.d;

В настоящее время успехи участников Всероссийской олимпиады школьников по информатике являются важным критерием оценки работы учителя с талантливыми детьми и молодежью. Если раньше только небольшая группа учителей в стране успешно занималась этой работой, то теперь, в связи с интенсивным развитием информационных и образовательных технологий, появлением большого количества печатных изданий и интернет-ресурсов по олимпиадной информатике, а также с развитием интеграции школ и университетов, появилась возможность организовать работу с талантливыми учениками в любой школе. О том, что для этого требуется, и идет речь в данной статье.


Опыт организации дистанционного обучения и проектной деятельности детей и подростков

Е.А. Ананьева (EAAnanyeva@mephi.ru) Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (доцент), Москва, Russian Federation;
Е.А. Месяц (EAAnanyeva@mephi.ru) Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (доцент), Москва, Russian Federation;
Т.Б. Миндлина (EAAnanyeva@mephi.ru) Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (ст. преподаватель), Москва, Russian Federation;
Т.В. Жукова (EAAnanyeva@mephi.ru) Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (доцент), Москва, Russian Federation;
О.В. Лашина (EAAnanyeva@mephi.ru) Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (ассистент), Москва, Russian Federation;

Рассмотрен опыт апробации обучения школьников в дистанционной форме и привлечения их к проектной деятельности. Обучение рассчитано на поддержку одаренности детей и подростков по направлениям «Физическая химия воды и водных растворов» и «Практическая электрохимия». Приводятся краткие аннотации теоретической части курсов, предложены варианты проектных тем и методические указания для их реализации. Программы курсов предусматривают обучение слушателей навыкам работы в сетевом образовательном сообществе, навыкам виртуальной коммуникации.


Современные подходы к организации электронного обучения детей на основе опыта дистанционной школы при нияу мифи

С.А. Филиппов (ipiran@ipiran.ru) Институт проблем информатики РАН? Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Москва, Russian Federation, ph.d;

Представлены четыре подхода к организации электронного обучения детей, основанные на расширении общеобразовательных программ старшей школы за счет использования современных информационных технологий и организации единого сетевого пространства.


Новое поколение электронных учебно-методических комплексов на основе их интеграции в информационную образовательную среду школы

М.С. Цветкова (msvm@lianet.ru) Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (доцент), Москва, Russian Federation, ph.d;
А.А. Афанасьев (afanasyev.a.a@gmail.com) ООО «Кирилл и Мефодий», Москва, Russian Federation;

Среда электронных учебников – это новое поколение электронных учебных материалов, системно встроенных в информационную образовательную среду школы, система, сформированная на основе интерактивных полиграфических образов учебников Федерального перечня учебников для школы, дополненных различными ссылками на электронные образовательные ресурсы в Интернете. Среда электронных учебников нацелена на работу с ней всех учащихся и педагогов школы в условиях активного использования информационно-насыщенной среды образовательного учреждения и должна быть доступной ученикам дома в рамках реализации политики формирования единого информационного образовательного пространства страны и учебной активности школьников в нем.


Сетевые технологии как инструмент распределенного проектирования электронных схем

В.М. Глушань (gluval07@rambler.ru) Таганрогский технологический институт Южного федерального университета (профессор), Таганрог, Russian Federation, ph.d;
П.В. Лаврик (levarto@mail.ru) Таганрогский технологический институт Южного федерального университета (аспирант), Таганрог, Russian Federation;

Дается хронологический экспресс-анализ подходов к построению быстродействующих САПР электронных схем. Приводятся разработанная авторами структура и результаты имитационного моделирования распределенной САПР, ставших обоснованием целесообразности построения реальной подсистемы конструкторского проектирования электронных схем. Описаны основные модули подсистемы, их функционирование и результаты экспериментальных исследований разработанной подсистемы. Подсистема позволяет уменьшить время проектирования до трех раз.